>
Мы уже рассказывали о тех, кто окончил МИРЭА и не работает по специальности. Но когда жизнь выпускницы технического вуза оказывается связана с оперой – это совсем крутой поворот. Наша сегодняшняя героиня Ирина Комарова – основательница Арт-агентства «Премьер». Агентство заключает контракты с оперными артистами, организует гастроли, реализует театральные постановки. Ирина рассказала о своей студенческой жизни, которая помогла найти любимое дело.
По какой специальности окончили МИРЭА и почему выбрали именно ее?
Мое поступление в МИРЭА – это очень забавная история. Я поступала в МГУ на мехмат, но не добрала баллов. За компанию с другом просто пришла на экзамены в МИРЭА и сдала их на высший балл. Я поняла, что могу претендовать на любую специальность на любом факультете. Обратилась к одному из консультантов с вопросом, что за специальность он презентует. Оказалось, биомедицину. Он мне говорит: «Это так здорово, будешь лечить родственников, помимо инженерного получишь еще и медицинское образование». Я подумала, как интересно, и поступила.
Как пришло понимание, что не будете работать по специальности?
Понимание того, что я не буду работать по специальности, пришло через две недели, когда я попала на собрание КВН первокурсников. Учеба в полном ее понимании закончилась, потому что началась студенческая жизнь, которая, как известно, в нашем институте одна из лучших и самых насыщенных.
Тем не менее после первого курса у нас была практика в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева. Нам достался руководитель, который попросил нас что-то сделать по специальности, а потом показал дырку в заборе на пляж и сказал: «Через месяц придете, отчитаетесь о проделанной работе и получите зачет». Так мы получили практику, и это было, пожалуй, единственной работой по специальности. Внеучебная деятельность стала сначала моим хобби, а потом хобби стало источником дохода. Я в этом смысле счастливый человек, потому что дело, которое я люблю, приносит мне деньги. В институте мы сначала играли в КВН, потом в моей жизни случился зимний выезд, тогда он еще не назывался «Мы – команда», это мы придумали позже. На этом выезде, надо сказать, была своя традиция: кто-нибудь обязательно ломал ноги или руки. И на первом для меня выезде я стала продолжателем этой традиции и вернулась домой в гипсе.
Еще был СТЭМ, всевозможные праздники в институте. Нас была целая команда, которая их придумывала, организовывала и проводила. Опять же могу сказать, что я счастливый человек, потому что со многими из той студенческой команды я общаюсь до сих пор, мы хорошие друзья. Были также мероприятия, которые организовывали Сергей Юрьевич Губин и Сергей Юрьевич Кондратьев, люди, стоявшие у истоков Студенческого союза МИРЭА. Это два человека, которые в моей судьбе сыграли очень большую роль. С ними я до сих пор не просто общаюсь, но еще и обращаюсь за советом. Помимо того, что они всегда были учителями, они еще и стали друзьями, но учителями при этом быть не перестали.
Еще были Всероссийская школа «Лидер XXI века» и Всероссийский молодежный лагерь-семинар «Рост», вернувшись из которых мы организовали первую благотворительную акцию для детского дома. Был и летний отдых по студенческим путевкам. Помимо того, что мы развлекались сами, мы еще и развлекали других. Конечно, были приводы в милицию (без этого никуда), письма ректору. Но, конечно, все это было веселье, счастье, общение, и оно было продуктивным. За те пять лет, что я училась в вузе вместе со своими друзьями и соратниками, студенческая жизнь еще больше ожила, расцвела и стала более массовой.
Были прекрасные акции, которые мы придумывали. Например, «Все в твоих руках», когда только началась волна борьбы с наркотиками. Эта акция разлетелась потом по всей России, каждый человек голосовал отпечатком своей руки за жизнь без наркотиков. Это было очень символично, трогательно и массово. Потом я еще много лет получала отголоски, что эта акция прошла в разных городах.
Как впоследствии развивалась Ваша карьера? Как Вы решили открыть собственное агентство?
Около полутора лет после окончания учебы я работала в вузе. Именно в то время была придумана история с отделениями на факультетах, мы все это поднимали, воспитывали. Потом в один момент, видимо, просто пришло время, и я подала резюме на сайт по трудоустройству. Полгода я проработала в другом месте, но поняла, что жить не могу без дорогих и близких мне людей. Как раз в этот момент Сергей Юрьевич Губин стал главой управы и пригласил меня к себе работать: возглавлять культурно-досуговое направление района Преображенское. Так я сразу попала и на госслужбу, и в мир, где можно было заново строить все то, что мы построили в институте.
Через год я поняла, что бюрократические проволочки, это не для меня, и ушла в другое плавание. Это было арт-агентство джазменов, братьев Михаила и Андрея Ивановых. Я окунулась в мир музыки, джаза, консерваторий, филармоний, концертных залов. Получила колоссальный опыт и, проработав там три с половиной года, поняла, что надо опять дальше куда-то двигаться. Так я приняла решение организовать свое агентство. Сначала мы занимались организацией корпоративных мероприятий. Но потом так случилось, что я познакомилась с оперой. Судьба свела меня с великой женщиной – Еленой Образцовой, которая просто перевернула мою жизнь абсолютно и полностью.
Я не забываю и не хочу забывать все, что было в МИРЭА, потому что это часть моей жизни, моего опыта. То время, место и люди научили меня тому, что я умею сейчас. Но на данный момент я понимаю, что опера – это моя жизнь. Что будет дальше, не могу сказать, но сейчас я очень плотно сотрудничаю с Фондом Елены Васильевны. Наше агентство немного изменилось, стало продюсерским агентством академических музыкантов и оперных певцов. В всем мире это уже давно принятая практика, а в России такого агентства нет ни одного. Надеюсь, поэтому наше первопроходчество нам посодействует в развитии.
Чему стоит учиться нынешним студентам университета, которые мечтают открыть собственное дело?
МИРЭА в этом смысле дает многое. Я понимаю, что именно тот базис инженерного, технического мышления, который в меня заложили в институте, помогает мне сейчас строить бизнес. Многие думают, что праздник – это легко, а это тяжелая работа. За праздником стоит огромная подготовка, которая заставляет просчитывать, продумывать, представлять.
У нас была завкафедрой инженерной графики, которая заставляла меня все переделывать, когда я неправильно чертила самые простые пересечения парабол. Она говорила: «Ты должна закрыть глаза и представить пространство». Именно это научило меня видеть картинку того, что я хочу, какой праздник планирую сделать. Я понимаю, что, если бы не математический анализ, который у нас вела Ольга Анатольевна Малыгина, я бы не смогла справляться со сложными задачами, когда приходится просчитывать вариативность. Математический анализ и еще немножко физика – именно эти предметы мне помогли и помогают до сих пор представлять и просчитывать процесс и конечный результат. Оказались важны и дополнительные предметы. Многие им не уделяют внимания. Ну что такое история, искусствоведение? А это очень важно. Потому что, не получив этого, ты неполноценен. То, чему меня научили, это изучать опыт прошлого (вдруг теорему уже кто-то доказал), анализировать то, что будет, просчитывать это и стремиться к результату. Поэтому мероприятия, которые я делаю, они другие. У меня нет стандартных программ. Я прошу клиентов рассказать, чего они хотят, и придумываю то, чего они не видели. Вот то преимущество, которое дало мне МИРЭА.
Как спустя годы оцениваете выбор вуза?
С благодарностью вспоминаю людей. Виталий Игнатьевич Острейко, который работал на военной кафедре и вел у нас курс ОБЖ, – это просто потрясающий человек, который оставил неизгладимое впечатление. Такой доброты души, но при этом внутренней организации я не видела, наверное, больше ни у кого. Внутренней организации я научилась именно у него. Говорят, непросто работать в системе, но еще сложнее выстроить эту систему в себе.
МИРЭА научил тому, что каждый раз все должно быть по-разному, по-новому. Мы сейчас уходим от простых корпоративных заказов и следуем миссии нашего агентства – (не люблю это слово, но все же) популяризации академического искусства: оперы, балета, классической музыки. Благодаря МИРЭА у меня образовался широкий круг знакомств, это люди, к которым я могу обратиться. В апреле мы делали первую в истории Фейсбука трансляцию оперы, я обратилась к друзьям и знакомым за помощью, и мы смогли без платной рекламы распространить информацию о нашем проекте. Охват нашей аудитории составил 45 тысяч человек, при этом надо понимать, что это опера, а не массовое искусство. Параллельно мы транслировали на Одноклассниках, и там охват составил 500 тысяч человек. Я понимаю, что, если бы не мое техническое образование, мы бы никогда не придумали и не воплотили этот проект, да и другие тоже. Совмещение моего образования с моим хобби помогло нам выйти на такой уровень и двигаться вперед, чтобы покорять новые вершины.
Тем, кто сегодня выберет МИРЭА, я хотела бы пожелать, чтобы за учебой они могли увидеть возможности, которые дает университет, ведь возможности надо просто увидеть.